Большие перспективы маленьких самолетов

КРЭТ создает авионику для самолетов малой авиации 9 Июнь 2015, 00:28

Концерн принимает участие в уникальном проекте по созданию учебно-тренировочного самолета

Ульяновское конструкторское бюро приборостроения (УКБП), входящее в КРЭТ, принимает активное участие в некоторых проектах по созданию самолетов малой авиации, развивая у себя направление разработки авионики, соответствующей сертификационных стандартам авиации общего назначения.
Авиация общего назначения (АОН) – специфическая ниша в гражданской авиации, имеющая свои особенности, подходы к разработке и эксплуатации, а также свою нормативно-техническую и сертификационную базу, отличающуюся от принятых для магистральных лайнеров.
Традиционно самолеты малой авиации с пассажировместимостью до 19 кресел используются для выполнения авиационных работ на малых расстояниях и высотах. Это, прежде всего, коммерческие внутрирегиональные и межрегиональные перевозки пассажиров и грузов, сельскохозяйственные работы и прочее.
Основными требованиями к самолетам данной категории являются относительно невысокая стоимость летательного аппарата, а также небольшие прямые эксплуатационные расходы. Эти особенности накладывают существенные ограничения как на конструкцию и технологию изготовления самого самолета, так и на подходы к разработке всех его компонентов. Абсолютно аналогичная ситуация складывается с вертолетами так называемой «нормальной категории», то есть с максимальной взлетной массой не более 2720 кг.
Несколько десятков лет назад авионику такого класса воздушных судов делали максимально простой, тем более что требования к ее сертификации существенно отличались от тех, что предъявляются к современным самолетам. Как правило, самолеты оснащались «стрелочными» пилотажно-навигационными электромеханическими указателями. Примером такого летательного аппарата является самолет Ил-103, для которого УКБП разработало систему восприятия воздушных данных СВВД-103, указатели скорости УС-1-1 и светильник СБ-1.
В современном мире ситуация на рынке воздушных судов складывается таким образом, что авиация общего назначения получает все более широкое распространение. При этом, по мере бурного развития и распространения электроники, требования заказчиков к «начинке» данного класса самолетов вплотную приближаются к тому, чем сейчас оснащают большие самолеты гражданской авиации. Это элементы «стеклянной кабины», такие как интегрированное информационно-управляющее поле на базе ЖК-индикаторов, современные цифровые системы воздушных сигналов, многофункциональные навигационные системы, а также элементы систем управления общесамолетным оборудованием.
В России на данный момент фактически заново происходит становление авиации общего назначения. Предприятия КРЭТ принимают активное участие в некоторых проектах по созданию самолетов и вертолетов данного класса, развивая у себя направление разработки авионики, соответствующей сертификационным стандартам АОН.
Именно в этом амплуа УКБП принимает участие в уникальном проекте по созданию учебно-тренировочного самолета DA-42T, который разрабатывает Уральский завод гражданской авиации совместно с австрийской компанией Diamond Aircraft Industries. Суть данного проекта состоит в модернизации базовой машины Diamond DA-42 под российские требования, предъявляемые учебно-тренировочным самолетам.
Одним из определяющих требований к самолету DA-42T является то, что авионика должна быть российской разработки и производства. Сегодня УКБП в кооперации с шестью российскими компаниями разрабатывает комплекс КБО-42Т, удовлетворяющий требованиям заказчика. На базовом самолете Diamond DA-42 устанавливается пилотажно-навигационный комплекс Garmin G1000 (США), функционал которого и был взят за основу для проектирования КБО-42Т. В результате технический облик КБО-42Т практически полностью соответствует американскому аналогу по функциям, при этом выполняет ряд дополнительных задач, имеет более высокий уровень безопасности и на 90% состоит из отечественных компонентов.
Пилотажно-навигационное ядро КБО-42Т (система индикации, система воздушных сигналов и курсовертикаль) разрабатывается непосредственно УКБП. Информационно-управляющее поле сформировано по принципам «стеклянной кабины» на основе 10-дюймовых жидкокристаллических индикаторов. КБО-42Т состоит из нескольких основных функциональных узлов, каждый из которых решает специфическую задачу. Все они объединены вокруг пилотажно-навигационного ядра, в котором сосредоточены основные функции авионики.
Как известно, одними из основных критериев выбора компонентов бортового оборудования в КБО-42Т являются минимально возможные габариты и масса. Так, в многофункциональное индикаторе ИМ-16М-4Л разработки УКБП интегрированы не только задачи индикации и сигнализации, но и задачи управления информационным полем кабины, управления работой автопилота, резервного управления радиосвязью, а также часть навигационных задач и специальные функции, связанные с обучением курсантов.
В то же время система регистрации данных МЗБН-ГА-01 разработки ОАО «Авиаавтоматика» им. В.В. Тарасова», входящего в КРЭТ, помимо решения традиционных задач «черного ящика» выполняет еще запись дополнительных параметров, а также аудио- и видеоинформация в процессе обучения курсантов.
Описанный выше подход к проектированию комплекса бортового оборудования позволил в техническом облике КБО-42Т получить приемлемые массогабаритные и энергетические характеристики. Так, масса комплекса составляет 86,9 кг, а потребляемая мощность в рабочем режиме – 1200 Вт (пиковая – 1800 Вт).
Сложившаяся в проекте DA-42T кооперация промышленности во главе с УКБП активно предлагает свои решения и для нового легкого многофункционального самолета PT-DA-9/-19, создаваемого Ростехом в сотрудничестве с компанией Diamond Aircraft Industries. При построении архитектуры для этого самолета предлагается применять принципы интегрированной модульной авионики (ИМА), используя в качестве платформы общих вычислительных ресурсов многофункциональные индикаторы, связанные между собой и системами-датчиками отказоустойчивой вычислительной сетью. Данное техническое решение было успешно защищено УКБП в 2014 году в рамках эскизно-технического проекта, выполненного по заказу холдинга «Вертолеты России», по созданию комплекса бортового оборудования перспективного скоростного вертолета (ПСВ).
Особенностью проекта PT-DA-9/-19 является требование сертифицировать оборудование в европейских авиационных органах (EASA). В этой связи КРЭТ тесно сотрудничает с ведущими российскими и зарубежными компаниями с целью наращивания и совершенствования собственной квалификации и компетенций в данной области.
Основная идея авиации общего назначения заключается в массовости и доступности, а это, в свою очередь, дает хорошие перспективы промышленности для освоения и совершенствования новых технологий, серийного производства. Именно АОН открывает сегодня перед предприятиями авиационной отрасли большие возможности развития и проникновения в новые рыночные ниши.
По материалам журнала «Радиоэлектронные технологии»