Ми-12: самый большой вертолет в мире

Рекордсмен Ми-12: история вертолета-гиганта 13 Июль 2015, 11:13

10 июля 1968 года состоялся первый полет Ми-12 – самого тяжелого вертолета, когда-либо построенного в мире

Среди экспонатов музея ВВС в подмосковном Монино можно увидеть, наверное, самый фантастический винтокрылый аппарат – легендарный Ми-12. Впервые взлетев 10 июля 1968 года, он до сих пор остается самым тяжелым и грузоподъемным вертолетом, когда-либо построенным в мире.
Еще в конце 50-х годов специалисты ОКБ Миля приступили к первым исследованиям по созданию вертолета-гиганта, способного перевозить грузы весом свыше 30 тонн. Подобная машина нужна была и для военных, в частности для перевозки компонентов межконтинентальных баллистических ракет, а также для гражданских целей, например, для доставки тяжелых грузов в районы без дорог.
Можно без преувеличения утверждать, что все вертолеты, созданные под руководством Михаила Миля, всегда получались удачными и практичными и до сих пор остаются одними из лучших в мире. Во второй половине прошлого века они были просто лучшими в мире. В случае с Ми-12 Михаил Миль и его КБ снова подтвердили свое превосходство, создав самый мощный из когда-либо летавших вертолетов в мире.
Вертолет Ми-12

Конструкция

Классическая одновинтовая схема не могла быть использована при такой грузоподъемности. Михаил Миль выбрал поперечную схему, самую сложную в техническом смысле.

На каждом крыле вертолета располагались по два газотурбинных двигателя Д-25ВФ. Общая мощность силовой установки вертолета-гиганта составляла 26 тысяч л. с. Топливо размещалось в крыльев и подвесных баках.

Кабина экипажа располагалась в передней части фюзеляжа и была двухэтажной. За ней следовал огромный грузовой отсек, в который могло вместиться большое количество военной техники, от пушек и автомобилей до тяжелых танков.
Грузовой отсек ми-12

Ми-12 поражает своими размерами до сих пор. На каждой мотогондоле, размером практически с истребитель, размещен винт диаметром 35 м. Размах крыльев вертолета составляет 37 м. При необходимости использования Ми-12 в качестве гражданской машины, в нем могли расположиться с комфортом 220 человек. Вертолет был способен пролететь 1000 км при нормальной нагрузке в 25-30 тонн на крейсерской скорости 240 км/ч.

Рекорды и мировое признание

В августе 1969 года Ми-12 поставил абсолютный рекорд грузоподъемности вертолетов, который не побит до сих пор: машина спокойно приняла на борт 44 300 кг. Всего на Ми-12 было установлено 7 мировых рекордов.
Вертолет Ми-12
Международное признание вертолету-гиганту пришло в 1971 году, когда первый опытный Ми-12 вылетел во Францию для участия в авиасалоне в Ле-Бурже. Американские специалисты были просто поражены превосходством советского вертолета.
К сожалению, Михаил Миль не увидел огромную очередь, выстроившуюся к его детищу в Ле-Бурже. Великий советский конструктор скончался годом ранее, 31 января 1970 года, так и не дождавшись триумфа своего последнего творения.
Михаил Леонтьевич Миль

В октябре 1970 года государственная комиссия рекомендовала машину к серийному производству. Обстоятельства сложились так, что было построено только два экземпляра. От использования Ми-12 отказался его главный заказчик – Министерство обороны. У военных отпала необходимость в вертолете такой грузоподъемности благодаря созданию к тому времени более эффективных и более легких стратегических ракет на мобильных пусковых установках. Само ОКБ Миля перешло на запуск в серию перспективного вертолета Ми-24.

Первый построенный Ми-12 был отдан на хранение Московскому вертолетному заводу в Панках, на территории которого он остался на вечной стоянке. Позже в этой машине был размещен музей М.Л. Миля и его КБ. Второй вертолет был передан авиационному музею в Монино, где он находится и сейчас.

Впрочем, все исследования, полученные в ходе работы над Ми-12, не прошли даром. Многие из них пригодились для будущих проектов. Не принятый на вооружение вертолет выполнил и другую, не менее важную миссию: его создание еще раз показало превосходство конструкторской мысли отечественных инженеров.