Настоящий инженер

Дмитрий Кривченков: Ощущение причастности к большому делу невозможно передать словами 29 Июль 2015, 14:57
Сотрудник Рязанского приборного завода победил во Всероссийском конкурсе «За вклад в развитие интеллектуальной собственности»
В Санкт-Петербурге были подведены итоги IV Всероссийского конкурса «За вклад в развитие интеллектуальной собственности». В номинации «Молодость, создающая будущее» победу одержал Дмитрий Кривченков – сотрудник Государственного Рязанского приборного завода (ГРПЗ), входящего в КРЭТ. Недавно в интервью он рассказал про собственные исследования и последние изобретения.
Дмитрий Кривченков
По окончании радиотехнической академии в 2003 году перед Дмитрием не стоял вопрос выбора места работы. С этим он определился еще на третьем курсе. Как один из перспективных студентов, он попал в целевую группу по подготовке специалистов для Рязанского приборного завода. По предложению предприятия для группы был сформирован специальный учебный план с дополнительным изучением дисциплин, знания по которым были востребованы для работы на заводе.

Комплексный радиотехнический отдел ГРПЗ, где работает Дмитрий, занимается разработкой, внедрением и сопровождением цифровых приемных устройств бортовых радиолокационных станций. Наиболее важной он считает разработку режима радиолокационных станций с использованием дополнительных сигналов.
Дмитрий исследует методы обработки радиолокационных сигналов. На сегодняшний день в его активе 11 заявок на изобретения, по которым уже получено 10 патентов, а также зарегистрировано 11 программ для ЭВМ.

Что это за исследования, в каких сферах полученные результаты можно применить?

– Радиолокационные станции работают с использованием сложных сигналов. При приеме этих сигналов на радиолокационном изображении возникают определенные искажения. Борьба с этими искажениями и является целью моей исследовательской работы. Нужно это для того, чтобы получить как можно более точную, качественную и достоверную картинку. Использоваться эти исследования могут в любой радиолокационной технике как гражданского, так и военного назначения.

Например, благодаря применению этой технологии в самолете посадка воздушного судна будет возможна в любое время суток и даже при очень ограниченной видимости, да и вообще в очень сложных метеоусловиях. Также эти сигналы можно использовать при исследовании Арктики. Ведь не секрет, что на эту зону и находящиеся там ресурсы претендует целый ряд государств, в том числе и Россия.
Можно подробнее рассказать об арктическом применении этих сигналов?

– В данном случае речь идет об использовании радиолокационных сигналов для диагностики толщины льда. Проще говоря, для того чтобы на лед приземлился вертолет, он должен иметь определенную толщину, чтобы лед выдержал большой вес летательного аппарата. Или другое направление применения – проводка судов. Ледокол может пройти через льды определенной толщины. Чтобы ему не столкнуться с поверхностью льда более толстой, чем его проходные возможности, перед ним летит вертолет и исследует поверхность, прокладывая оптимальный для судна маршрут. И это очень важная сфера применения такой технологии. Вспомните ленд-лиз, когда доставка американцами грузов через Арктику помогла нашей стране. А сегодня благодаря радиолокации Северный морской путь можно использовать более эффективно, а главное – безопасно.
– Поощряет руководство завода исследовательскую работу?

– Конечно. На заводе есть отдел интеллектуальной собственности, который как раз помогает оформлять заявки, патенты и вести переписку по экспертизе заявок. Кроме того, на предприятии существует система морального и материального стимулирования работников, занимающихся изобретательской и рационализаторской деятельностью, проводится целый ряд мероприятий, привлекающих заводчан к творческой исследовательской работе.

– Недавно вы стали лауреатом престижного в среде изобретателей всероссийского конкурса. Это первая награда такого уровня?

– Были и другие. Все перечислять не стану, расскажу только о последних двух. Так, в 2014 году я был награжден дипломом Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам Министерства образования и науки Российской Федерации. В том же году меня наградили за эффективную научную и производственную деятельность, удостоив почетным общественным званием «Надежда авиастроения». Это общественная награда, учрежденная ОАО «Авиапром».

– Дмитрий, за те 11 лет, что вы работаете на заводе, возникали предложения или мысли о смене места работы?

– Конечно же, были и более заманчивые в финансовом плане варианты. Почему остался? Тому существует целый ряд причин. Во-первых, на заводе работает необычайно хороший коллектив, найти который в другом месте, думаю, просто невозможно. Во-вторых, здесь мне удается совмещать инженерную работу с исследовательской деятельностью. И не просто заниматься научной работой, но и иметь возможность внедрить в производство ее результаты.

И реально видеть: вот летит вертолет или самолет, к примеру, на параде Победы 9 Мая, и ты знаешь, что там, в этой технике, есть частица твоей работы. Это ощущение причастности к большому делу невозможно передать словами. Не думаю, что это было бы возможно в какой-то другой структуре. Думаю, именно два этих момента – основные причины, почему я по-прежнему работаю на приборном заводе.