МАКС: авиашоу на земле и в небе

11 августа 1992 года стартовала первая авиакосмическая выставка в России 11 Август 2015, 17:32

В этом году авиасалон МАКС-2015 пройдет в Жуковском с 25 по 30 августа

В этот день 23 года назад в подмосковном Жуковском стартовала первая авиационно-космическая выставка в России – «Мосаэрошоу-92». Мероприятие стало своего рода генеральной репетицией международного авиасалона МАКС, который с тех пор каждые два года собирает в Жуковском тысячи посетителей и специалистов со всего мира.
Авиационная неделя в Санкт-Петербурге. Авиаторы и публика (1911 год)
Самая первая авиационная выставка в нашей стране состоялась более века назад, в 1911 году, в Санкт-Петербурге. На ней участники и зрители могли увидеть достижения авиации Российской империи и других стран начала XX века – дирижабли и аэропланы.

Мероприятие имело огромный успех и привлекло внимание всех крупных производителей аэропланов, в том числе и зарубежных. И на следующий год вторую Международную воздухоплавательную выставку было решено провести уже в Москве. Ее организовало Московское общество воздухоплавания, инициатором создания которого был сам Николай Жуковский – «отец русской авиации».

Позже, уже в советское время, хоть развитие авиации и было признано одной из важнейших государственных задач, а СССР занимал одну из передовых позиций в мировом авиастроении, подобных авиационных салонов в нашей стране не проводилось.
Первая удачная попытка организовать отечественный авиасалон была предпринята лишь в 1992 году. Международная авиационно-космическая выставка «Мосаэрошоу-92» в Жуковском стала непосредственной предтечей МАКСа.
Зрители "Мосаэрошоу-92" в Жуковском осматривают сверхзвуковой бомбардировщик
Тогда на выставке было продемонстрировано 114 летательных аппаратов, а общее число посетителей составило около 300 тысяч человек. В целом первая российская выставка «Мосаэрошоу-92» выполнила поставленные перед ней задачи, после чего было принято решение о проведении в подмосковном Жуковском на базе ЛИИ им. Громова Международного авиакосмического салона МАКС. Первый авиасалон состоялся в августе 1993-го, после чего МАКС проводится с периодичностью раз в два года.
Главной отличительной чертой первых МАКСов было то, что в качестве продавцов техники, а также участников демонстрационных полетов были представлены только россияне и гости из ближнего зарубежья. Иностранцы предпочитали выступать в качестве покупателей и наблюдателей.

А посмотреть на МАКСе всегда было на что. Уже на первом авиасалоне был представлен многоцелевой истребитель Су-35.  Кроме того, посетители могли своими глазами увидеть новейший российский боевой вертолет Ка-50 «Черная акула».
Ка-50 «Черная акула»
Спустя десять лет, на МАКС-2003 зрители могли ознакомиться и с иностранными машинами: впервые были представлены более 60 моделей самолетов и вертолетов из дальнего зарубежья. Кроме того, помимо наших асов пилотажа «Русских витязей» и «Стрижей», в небо над Жуковским поднялись иностранные пилотаже группы – французская «Патруль де Франс» и «Френче Триколори» из Италии.
Количество зарубежных участников росло с каждым годом. На прошлом МАКС-2013 можно было посмотреть на мастерство не только французских и итальянских летчиков. Впервые в Россию приехала пилотажная группа «1 августа» ВВС Китая, которая выступила на высокоскоростных реактивных истребителях китайского производства 4-го поколения J-10.
Всепогодный многоцелевой истребитель ВВС Китая - Chengdu J-10
Всего на МАКС-2013 было представлено 256 российских и зарубежных летательных аппаратов. Авиасалон также побил рекорд по количеству посетителей, опередив ведущие авиакосмические салоны мира. Не обошлось и без новинок: одной из премьер МАКС-2013 стал учебно-боевой Як-130. Также на прошлом МАКСе дебютировал Ту-214ОН – первый российский самолет, спроектированный специально для выполнения миссий наблюдения в рамках международного договора «Открытое небо».
Впервые был представлен и гражданский транспортный вертолет Ми-171А2. «Мозг» этой машины – пилотажной-навигационный комплекс бортового радиоэлектронного оборудования КБО-17 – полностью разработан и создан на предприятии КРЭТ.
Для демонстрации новинок радиоэлектронного и пилотажно-навигационного оборудования на МАКС-2013 КРЭТ возвел огромный выставочный павильон общей площадью 1500 квадратных метров. Здесь были представлены отечественные разработки в области бортового радиоэлектронного оборудования. К примеру, действующий тренажер вертолета, кабина самолета-амфибии Бе-200ЧС, инновационные компоненты перспективного авиалайнера МС-21.
Самолет-амфибия Бе-200
В павильоне КРЭТ были также представлены современные авиационные радары. В частности, бортовая радиолокационная станция для военного вертолета Ми-28НЭ и самая мощная в мире радиолокационная система управления для Су-35 «Ирбис-Э», способная «видеть» на расстоянии до 400 км.

Тогда, в 2013 году КРЭТ стал победителем в двух из четырех номинаций конкурса «Золотые Крылья МАКС»: «Премьера МАКС-2013» и «Экспозиция». И в этом году Концерн планирует продемонстрировать обширную экспозицию.

Авиационно-космический салон МАКС-2015, которому в этом году исполняется 22 года, обещает традиционно показать достойную программу на земле и в небе. Несмотря на сложности с западными странами и санкции, планируется подписание документов с компаниями из Франции, США и Италии. Ну и, конечно, развитие отношений с такими традиционными партнерами нашей страны, как Китай, Индия и Малайзия. Уже на сегодняшний день на форуме заявлено 584 российские и 156 иностранных корпораций и компаний из 30 стран.
МАКС: авиашоу на земле и в небе
МАКС в очередной раз готов продемонстрировать всему миру российские высокие технологии и открытость отечественного рынка для совместных проектов с иностранными партнерами. И, наконец, просто показать крупнейшее в мире аэрошоу с незабываемой праздничной атмосферой.