Шлем с прицелом

Нашлемная система целеуказания: как поймать цель на козырьке 9 Сентябрь 2015, 07:08

КРЭТ разрабатывает нашлемную систему целеуказания и индикации для пилотов

Нашлемная система целеуказания и индикации (НСЦИ), другими словами – прицел, совмещенный со шлемом. Сегодня это необходимый элемент экипировки современного летчика. Такая система избавляет пилота от необходимости следить за приборами кабины, тем самым позволяя сохранить драгоценные секунды в ситуации воздушного боя. Одним из ведущих российских разработчиков нашлемных систем выступает КРЭТ.
Можно сказать, что НСЦИ является продвинутой версией индикатора на лобовом стекле (ИЛС). Нашлемная система, как и ИЛС, позволяет осуществлять контроль полета и прицеливание, не опуская взгляд на индикаторы в кабине.
Нашлемная система целеуказания и индикации
НСЦИ проецирует изображение на прозрачный экран, находящийся перед глазами пилота и закрепленный на его шлеме. Так как экран прозрачен, пилот может одновременно наблюдать и внешнюю обстановку. При этом изображение коллимируется в бесконечность. Это нужно для того, чтобы летчику не приходилось постоянно перефокусировать зрение при переключении внимания с объекта в пространстве за кабиной на показания экрана.

Первые нашейные прицелы

Первые простые нашлемные прицелы появились в конце 1970-х годов одновременно с принятием на вооружение самолетов – перехватчиков ракет «воздух-воздух» с тепловыми и телевизионными головками самонаведения. Эти новые ракеты позволили производить захват цели в более широких углах видимости. Классические индикаторы на лобовом стекле были ограничены по углу зрения.

Первая в мире серийно выпускаемая нашлемная система целеуказания «Щель» появилась на советских истребителях МиГ-29 и Су-27 в начале 1980-х годов. Советский комплекс нашлемного целеуказания имел угол зрения до 60°. Он оказался очень эффективным и озадачил ВВС НАТО, когда был продемонстрирован немецкими пилотами из бывшей Восточной Германии против американских истребителей F-16.
Практически в то же время на самолетах ВВС Израиля стала использоваться аналогичная система DASH 200 израильской фирмы Elbit. Собственные программы разработки НСЦИ для боевых самолетов и вертолетов развернули также США, Англия и Франция.

Цель на козырьке

Самой важной функцией НСЦИ является наведение оружия. Собственно говоря, первые подобные системы, внедренные на отечественных истребителях Су-27, МиГ-29 и их последующих модификациях, выполняли только задачу целеуказания.

На защитном шлеме пилота крепится визирно-реперное устройство, которое проецирует изображение прицела на небольшой окуляр перед глазом. Оно также отслеживает направление взгляда пилота и передает его в прицельный комплекс, который непрерывно перенацеливает ракеты в направлении взгляда.

Следовательно, обеспечивается наведение по целям, находящимся не только прямо по направлению носа летательного аппарата, но и в любой зоне, которую пилот может обозревать из кабины. Таким образом, ракеты в любой момент готовы к пуску в том направлении, которое видит через прицел пилот. Это, естественно, ускоряет прицеливание, тем самым повышается вероятность победы в условиях воздушного боя, увеличивается скрытность при подходе к цели.
В современных НСЦИ к прицеливанию добавляется задача индикации пилотажной и другой информации. С помощью нашлемной системы пилоту индицируются основные пилотажные параметры: скорость, высота, угловое положение самолета в пространстве и другие. На НСЦИ может выводиться изображение от устройств, обеспечивающих пилоту искусственное зрение, например, от инфракрасной обзорной системы, а также синтезированное изображение рельефа. Тем самым пилот сохраняет эффективный визуальный контроль полета ночью и в условиях плохой видимости.

Шлем для «Ночного охотника»

В большинстве случаев НСЦИ включает пять основных компонентов: шлем, источник изображения, оптическую систему, средства слежения за направлением взгляда, электронную часть. На шлеме могут устанавливаться и другие необходимые устройства: дополнительный противобликовый визой, видеокамера для записи изображения, трубки усилителя изображения для ночного видения.
По оптической системе НСЦИ могут быть монокулярными и бинокулярными. В монокулярных изображение видится одним глазом, в бинокулярных – на защитный козырек шлема установлен бинокулярный индикатор. Нашлемные системы нового поколения являются бинокулярными, с увеличенным углом зрения, с повышенной яркостью, с высокой разрешающей способностью.

Подобная нашлемная система целеуказания и индикации бинокулярного типа для пилота вертолета была недавно разработана на предприятии КРЭТ. Высокие технические характеристики системы при сохранении массы шлема менее двух килограммов делают ее самой передовой и не имеющей аналогов в России разработкой. Кстати, вес в такой системе является немаловажным фактором.

За последние три десятилетия нашлемные системы научились обрабатывать большее количество информации и выполнять больше операций, их также стало удобнее носить. Тем не менее эти шлемы по-прежнему тяжелые. Вес около двух килограммов может стать очень значительным, ведь когда самолет выполняет крутой вираж, перегрузка увеличивает вес шлема до 17 килограммов. Летчику необходимы сильные мышцы шеи, чтобы с этим справиться. В связи с этим несколько лет назад ВВС США разработали новый тренажер для укрепления мышц шеи, которым оснастили спортивные залы для летчиков.

Новейшая нашлемная система целеуказания и индикации разработки КРЭТ входит в состав оборудования Ми-28НМ – обновленной версии ударного вертолета Ми-28Н «Ночной охотник».
 Ми-28НМ «Ночной охотник»