Радиоэлектронный щит на борту

КРЭТ создает невидимую защиту для самолетов и вертолетов 2 Октябрь 2015, 14:07

Комплексы РЭБ разработки Концерна обеспечивают надежную оборону для российской авиации

Как известно, технологии противовоздушной обороны не стоят на месте. Поэтому сегодня авиационные комплексы РЭБ должны отвечать самым современным требованиям. Без такого невидимого защитника на борту даже самый грозный истребитель последнего поколения в реальном бою теряет свою эффективность в десятки раз, становясь беззащитной мишенью. Ведущим российским производителем подобных систем является КРЭТ. Сегодня Концерн создает новейшие комплексы радиоэлектронной борьбы для защиты летательных аппаратов, способные отражать атаки любых средств ПВО.

«Витебск»: защитник вертолетов и штурмовиков

В этом году на полигоне под Ахтубинском были проведены испытания: по вертолету Ми-8 выпущены 20 самонаводящихся ракет из ПЗРК «Игла». Все они на некотором расстоянии от вертолета резко меняли курс, уходя вверх, и ни одна из ракет в цель так и не попала. Вертолет был оснащен комплексом радиоэлектронной борьбы «Витебск» разработки КРЭТ.
Это в очередной раз наглядно продемонстрировало, как «Витебск» способен защитить наши самолеты и вертолеты от зенитных ракет противника.

Благодаря таким системам РЭБ, как «Витебск», самолет или вертолет «видит» в радиусе до нескольких сотен километров. При этом он определяет, кто в него целится, а после выстрела «уводит» ракету от цели, и она просто промахивается. Это касается всех видов ракет – с радиолокационными, инфракрасными и комбинированными системами наведения.

Интересно, что такая система на борту защищает не только сам вертолет или самолет, на котором она установлена, но и все вокруг в определенном радиусе, формируя вокруг защищаемого объекта «электронный купол».
Комплексы РЭБ семейства «Витебск» прошли все испытания и уже поступают на вооружение. Они устанавливаются на вертолеты Ка-52 «Аллигатор», штурмовики Су-25 и тяжелые транспортные вертолеты Ми-26. Почему «Витебском» в первую очередь оснащаются вертолеты и штурмовики? По мнению экспертов, именно эти типы летательных аппаратов действуют в наибольшем приближении к противнику, поэтому чаще подвергаются атакам средств ПВО.

«Рычаг» радиоэлектронной борьбы

Другой уникальный комплекс радиоэлектронной борьбы разработки Концерна – это «Рычаг-АВ», который способен подавить работу всех типов радиолокационных станций, защитить нашу авиатехнику от самых современных зенитно-ракетных комплексов.
Как сообщалось ранее, Концерн до конца года проведет испытания его новой модификации. Ожидается, что характеристики новинки будут на порядок превосходить показатели предшественников. Серийное производство модернизированных комплексов «Рычаг-АВМ» начнется в течение двух лет. В настоящее время КРЭТ уже завершает опытно-конструкторские работы по данному изделию.
 Вертолет-постановщик помех Ми-8МТПР-1
Уже сегодня станция активных помех «Рычаг-АВ» способна в радиусе нескольких сотен километров полностью «ослепить» противника. Кроме того, в системе «Рычаг» хранится база данных о разных военных объектах, что позволяет ей определять тип цели и подбирать под нее наиболее эффективные помехи.
Вертолетный комплекс Ми-8МТПР-1 – вертолет Ми-8 с таким «Рычагом» на борту – предназначен для проведения разведки и подавления радиоэлектронных систем управления войсками и оружия противника. Он способен обеспечивать групповую защиту самолетов, вертолетов, беспилотников, а также наземной техники и кораблей от воздушных атак. В этом году КРЭТ уже передал в войска три вертолетных комплекса Ми-8МТПР-1.

«Хибины» для новейших истребителей

Многофункциональный противоракетный комплекс «Хибины» разработки КРЭТ представляет собой относительно небольшой контейнер в форме торпеды, который крепится на законцовках крыла самолета. В случае ракетного нападения «Хибины» создают помехи и заставляют вражескую ракету отклониться от курса. Благодаря этому комплексу выживаемость самолета увеличивается до 30 раз!
- фронтовой бомбардировщик - Су-34 
Работы, связанные с созданием комплекса радиоэлектронного противодействия (КРЭП) «Хибины», начались в Калужском научно-исследовательском радиотехническом институте еще в конце 1970-х годов. В 1990 году первый образец «Хибин» (изделие Л-175В) прошел приемо-сдаточные испытания, но из-за развала СССР дальнейшие работы значительно замедлились. И лишь в 1997 году летающая лаборатория с установленным КРЭП была передана на испытания в Летно-исследовательский институт им. Громова.
Сегодня «Хибины» устанавливаются на новейшие российские истребители Су-34 и Су-35. Кроме того, создана модификация этого комплекса под названием «Хибины-У» для многоцелевого истребителя Су-30СМ. Разработана также экспортная модификация.
Комплекс «Хибины» продолжает совершенствоваться, в том числе за счет миниатюризации. «Оставаясь в тех же габаритах, при той же массе и параметрах энергопотребления, комплекс может получить куда больше возможностей», – сообщил недавно заместитель гендиректора КРЭТ по НИОКР техники РЭБ и инновациям Юрий Маевский.
Сегодня КРЭТ не только модернизирует уже существующие авиационные комплексы, такие как «Рычаг-АВ» или «Хибины», но и активно разрабатывает перспективные радиоэлектронные комплексы для защиты летательных аппаратов. В качестве примера – новейшая станция радиоэлектронной борьбы «Гималаи» для истребителя пятого поколения ПАК ФА. Ее первые образцы уже изготавливаются на ставропольском предприятии Концерна.