Опередить звук

МиГ-19 стал первым серийным сверхзвуковым самолетом 4 Февраль 2016, 11:26
Немало самолетов в истории авиации получили всеобщую популярность и стали поистине культовыми. Многие без труда могут вспомнить истребитель И-16, который принял на себя первый удар Великой Отечественной войны, легендарный По-2 или самый массовый боевой самолет в истории Ил-2.
В этом отношении истребителю МиГ-19, можно сказать, не повезло. Появившись в промежутке между такими значимыми машинами, как МиГ-15 и МиГ-21, «девятнадцатый» остался в их тени. Но именно МиГ-19 «влетел» в историю отечественной авиации как первый серийный сверхзвуковой истребитель, а опыт работы над ним позволил КБ Микояна перейти к созданию легендарных сверхзвуковых высотных «МиГов».

Битва за сверхзвук

В 40-х годах прошлого века появились реактивные истребители. Авиаконструкторы всего мира продолжили «гонку» за скоростью. Первая задача, которая встала перед авиаторами, - это обогнать звук.

И в октябре 1947 года этот рубеж был преодолен – американский летчик-испытатель Чак Йегер на экспериментальном самолете Bell X-1 достиг сверхзвуковой скорости в управляемом полете. Через год в Советском Союзе молодой летчик-испытатель Олег Соколовский достиг скорости звука на опытном самолете Ла-176. Свой рекорд он повторил шесть раз в течение месяца.

Вместе с экспериментальными самолетами сверхзвуковой барьер преодолевали и некоторые истребители. Так осенью 1949 года на МиГ-15 была превышена скорость звука на 1%. Еще дальше продвинулся МиГ-17 – 18-процентное превышение звуковой скорости.

Эти первые полеты сразу же обозначили проблемы, с которыми может столкнуться пилот на такой скорости во время реального воздушного боя. Вот, например, о каких наблюдениях во время таких экспериментальных полетов поведал один из летчиков: «Самолет при полете в области больших величин «М» уподобляется жесткой пружине, которую трудно отклонить в любую сторону. Это может служить большим препятствием в боевых условиях... Для выполнения маневрирования на сверхзвуковой скорости необходимо применение каких-либо дополнительных средств в управлении».

Советские конструкторы взялись за проектирование самолета следующего, сверхзвукового поколения. Задача перед ними стояла непростая – совместить в одной машине свойства сверхзвукового истребителя и самолета с приемлемыми маневренными характеристиками.

Для этих целей в середине 50-х годов КБ Микояна создало сразу две экспериментальные машины. В полной мере результаты этих экспериментов воплотились в первом советском сверхзвуковом истребителе МиГ-19, поступившим в серийное производство в 1954 году.

МиГ-19: первый быстрее звука


Тонкое крыло с большой стреловидностью, два мощных двигателя с тягой по 3250 кг на форсаже, совершенная аэродинамика, три 30-мм пушки – вот лишь некоторые характеристики МиГ-19, который стал одним из основных самолетов нашей авиации.

Продвинутая автоматика «девятнадцатого» предоставляла отличную возможность –изменять передаточное отношение управления, то есть на разных высотах и при разных скоростях одинаковое отклонение ручки управления вперед-назад вызывало одинаковую реакцию машины. Максимальная скорость нашего первого сверхзвукового истребителя составляла 1452 км/ч.
Кстати, именно на МиГ-19 впервые провели эксперименты по бомбометанию с кабрирования, ставшему потом обычным боевым приемом летчиков. Идея метода такова – истребитель-бомбардировщик сбрасывает бомбу на малой высоте, чтобы быть «невидимым» для радиолокаторов противника. При этом, бомбометание происходит не в горизонтальном полете, а при кабрировании – в крутом наборе высоты с последующим боевым разворотом на обратный курс. Подчиняясь законам баллистики, на огромной скорости бомба сначала идет вверх, а затем снижается, описывает баллистическую кривую и попадает в цель.

В октябре 1954 года серийное производство МиГ-19 развернули на заводе № 21 в Горьком. В марте 1955 года первая партия серийных «мигов» поступила на войсковые испытания в подмосковную Кубинку.

А уже 3 июля 48 новых «МиГов» участвовали в воздушном параде в Тушино, где на МиГ-19 выступила пилотажная четверка летчиков-инспекторов ПВО, возглавляемая командующим авиацией ПВО СССР дважды Героем Советского Союза генерал-полковником Евгением Савицким. После этого парада машина получила в НАТО кодовое обозначение Farmer-A.

Модификации «девятнадцатого»

Вслед за серийным МиГ-19С появились новые модификации самолета. Решая задачу увеличения потолка истребителя, построили высотный МиГ-19СВ – облегченный «девятнадцатый» с более мощными двигателями.

Одной из модификаций был и всепогодный перехватчик МиГ-19П, оснащенный радиолокационной станцией, позволявшей обнаруживать воздушные цели на значительном расстоянии и в любую погоду, а затем наводить на них ракеты класса «воздух – воздух». Для того чтобы установить на сравнительно небольшом истребителе радиолокатор, инженерам пришлось удлинить носовую часть. БРЛС «Изумруд-2М», разработанная в НИИ приборостроения им. Тихомирова, обнаруживала воздушные цели с показателем ЭПР (Эффективная площадь рассеяния) в 10 кв. метров на дальности 10 километров.

Следом за МиГ-19П появился опытный СМ-10, оснащенный системой дозаправки топливом в воздухе, и СМ-20. Последний самолет испытывал знаменитый ас, дважды Герой Советского Союза Амет-Хан Султан. Эта модификация «девятнадцатого» могла стыковаться в полете с тяжелым бомбардировщиком. Таким образом истребитель мог совершать полеты на значительную дальность.

Заслуживают внимания и работы по оснащению МиГ-19 ускорителями. Так, под фюзеляжем высотного перехватчика СМ-50 установили дополнительный жидкостно-реактивный двигатель, с помощью которого удалось развить скорость 1800 км/ч и подняться на 24 тысяч метров.

Одной из интересных версий самолета стал опытный СМ-30, созданный специально для безаэродромного старта и взлетавший с рампы, которую обычный тягач мог доставить в любую точку. При взлете тяга двигателей истребителя умножалась тягой порохового ускорителя, сбрасываемого после того, как самолет оказывался в воздухе. Одиннадцать раз летчик-испытатель Герой Советского Союза Георгий Шиянов таким неординарным способом поднимал СМ-30 в небо.

Всего с 1955 года выпущено 2069 самолетов МиГ-19 различных модификаций. Порядка 100 самолетов выпущено по лицензии в Чехословакии и более 3000 – в Китае. Самолет поставлялся на экспорт во множество стран, в некоторых из них он эксплуатировался вплоть до 2003 года.

Работа над МиГ-19 и созданием его модификаций стала своего рода «школой» для наших авиаконструкторов, летчиков-испытателей, инженеров. Этот опыт в будущем позволил перейти к МиГ-21, а позже и к легендарному МиГ-25, который развивал скорость, почти втрое превосходящую скорость звука.